понедельник, 26 июля 2010 г.

Джентри

Отвечала вчера на вопрос в форуме о стиле Джентри. И вот мыслей на эту тему у меня оказалось гораздо больше, чем позволяет такой формат общения. Тем более, что вопрос был о стиле одежды, а не о стиле жизни. А остановиться и не думать не получается…

“Midsommers Murders мне тоже очень нравится. Особено инспектор Барнаби, такой классный мужик. Его жена все время что-то готовит, ходит на какие-то собрания и курсы. И еще мне так нравится смотреть в этом фильме на стены домов. Как они увиты плющом и цветами. Вроде бы холодно, а так много зелени, так красиво!”

И еще я обратила внимание, им ведь никто этого не дает на блюдечке и не приказывает. Люди сами устраивают себе такую жизнь. Собирают соседей в книжный клуб, устраивают ежегодные костюмированные танцы, учатся рисовать или участвуют в репетициях местного оркестра, огранизовывают самодеятельные театры. Носят твидовые костюмы и юбки, вяжут свитера и скатерти, заводят лошадей и собак, стремятся перешеголять соседские сады и цветочные клумбы. Держат осанку, переодеваются к ужину, навещают больных друзей со свежеиспеченным пирогом.
Может быть и у нас такое возродится? Ведь сейчас многие стремятся иметь хороший дом в деревне, неподалеку от города. И машина - уже не редкость.
Англичанам , конечно, проще. У них века непрерывающихся традиций. Но ведь и в России такое было! Только в России это сословие называлось Земство. Ездили люди всей семьей на дачи, собирались вечером у самовара, музицировали или читали вслух, спорили о новинках театра и литературы, писали “домашние” пьесы для своих детей. Если посмотреть на фотографии тех лет – какие лица! Одушевленные, полные чувств, интересные, не пустые гляделки - а глаза! Те самые , что “зеркало души”. Если захотеть... Как говорят те же англичане "Чтобы газон выглядел так зелено и аккуратно, его надо просто постоянно стричь триста лет".Ведь можно тоже подбить соседок и организовать книжный клуб. Не ждать что придет какой-нибудь варяг со стороны,  и не бояться что мужья соседок (да и свой собственный) станут крутить пальцем у виска. Можно и вязальный клуб устроить, или вышивальный. Да хоть кулинарный! За два часа заранее спланированного отстутствия женщины в доме разруха не наступит и дети с голоду не помрут, так ведь? Так почему же мы ждем массовика-затейника, который придет нас развлекать?

Что это? непривычка или нежелание высовываться и брать на себя обязанности? Ведь если копнуть глубже, то такой стиль жизни требует работы и ответствености , в первую очередь, перед самим собой. Зато и дает в ответ такое чувство самоуважения, ощущения собственного достоинства, что голова сама собой поднимается и спина сама собой распрямляется. И жизнь наполняется хоть каким-то, но смыслом.

Я вот даже кружевную скатерть связать не могу! Не потому что не умею, или описание не нашла, нет! Просто все время думаю “А куда я ее потом положу?” Нету у меня такого большого круглого стола, за которым станут собираться раз в неделю или в месяц мои подруги. Чтобы “не напиться и расслабиться”, а посидеть душевно за чашкой чаю или кофе, похвастаться новым рецептом сладких  пирожков или крошечных бутербродиков, обсудить с ними только что прочитанную книгу или новый фильм.

Только не надо думать, что я за насильную трезвость! Я не ангел, но и не ханжа! Иногда очень даже люблю посидеть с подругой и расслабиться. Но вот меня все чаще гложут сомнения “Почему нам нужны “водочные костылики” чтобы разговаривать открыто, о том о чем думаем?” Не о нехватке денег на жизнь или сволочном начальнике на работе, а о том что давно не была в театре. Или о том, что снова потратила последнюю заначку на желанную книгу.

Как и когда произошла эта подмена понятий “светская жизнь” и “бросание денег на ветер” ? Почему мы позволили обращаться с нами, как с бессмысленными домашними животными, загнать себя в какое-то нескончаемо беспросветное существование? Почемы мы поверили, что все эти пьяные расхристанные звездуны и полуголые звездульки в телевизоре – это и есть светская жизнь? В то что очередная актрисулька или “политолог”, который “умное” лицо нужно рисовать с помощью театрального  грима, могут научить нас как правильно жить или понимать Толстого? Или что “стерва “– самый правильный имидж современной успешной женщины? В то, что если у нас мало денег и живем мы в обычной двухкомнатной квартире с совмещенным санузлом, то наш удел - ежедневная стирка-уборка-готовка, раздавание подзатыльников детям, уговаривание подвыпившего муженька, бесконечные ссоры в автобусах и магазинах, мучения с начальством и интриги против коллег и постоянных взгляд вниз? В то, что у нас нет права на нечто красивое в душе, как смотрение на звезды в ночном небе. или любовь к опере? Этого ведь никто не в силах отнять.

Самое смешное, что все все понимают. Только делать все равно никто ничего не будет, в том числе и я сама. Лень да и оно мне надо? какие-то доморощенные революции устраивать? А наши детки растут… и смотрят на нас… и тоже будут с завистью смотреть по телевизору на жизнь английских джентри…

_________________

9 комментариев:

  1. Уау! Какие мысли! К сожалению комментировать не могу, т.к. как раз живу на другой стороне монеты. Тем не менее всё же надеюсь, что и в Россию придёт красивая светская жизнь (хотя если заглянуть через дверь, может она и не такая уж и красивая как показана в фильме). Вспомни Vanity Fair, последний вариант, где маркиз говорит главной героине "за дверью очень скучная жизнь", но она всё равно хотела в то "общество", но стремясь туда, она потеряла намного лучшее, что имела под носом - любимого мужа и семью.

    ОтветитьУдалить
  2. Гуля... Просто с языка сняла. Даже слов нет сказать, как я с тобой солидарна! Ну не надо оно мне, чтоб ребёнок видел как родитель стресс снимает! Поэтому и тащу ребёнка на ночь глядя на балкон полюбоваться закатом. Поэтому и выбираю ему для чтения не черепашек ниндзя, а классические стихи русских поэтов. Очень хочу собрать подруг и повязать за чашкой чая, ну нет у меня здесь таких подруг! А на вязание смотрят, как на прихоть! А жаль... невыразимо жаль...

    ОтветитьУдалить
  3. Гуля, все зависит от каждого из нас! Два года назад, когда я еще жила с родителями, у меня каждую неделю собиралась компания из 4-6 человек. В основном это были мои ученики (я в школе работала и мы общались более неформально). Мы вышивали, вязали, листали журналы, менялись книгами. На каждую встречу кто-то приносил домашний пирог или печенье, менялись рецептами. И теперь знаю, что "мои" девушки общаются, встречаются. Других просто затягивает рутина и все меньше времени остается остановится и задуматся, живу ли я так, как хочу? Я смотрю на своих родителей, родственников и радуюсь - они встречаются с друзьями, мы им дарим билеты в кино и театр. Мне кажется, что важно самому не отгараживатся от людей, компаний. Но настоящих, близких друзей найти очень даже не просто. По крайней мере для меня :)

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, я так рада, что мои слова затронули какие-то струнки в ваших душах!
    Может быть просто нужно помнить, что рутина-то никуда от нас не денется и хоть чуточку времени оставлять для того, чтобы полюбоваться красотой окружающего мира?
    Просто фраза "Самая большая роскошь - это человеческое общение" для меня звучит острее и печальнее из-за оторванности от привычного круга друзей и семьи. Я начала понимать, что даже просто встреча с людьми, которые так же как и я любят ходить на цветочный рынок, дорогого стОит. На таких встречах друзей на всю жизнь может быть и не найдешь, но можно сделать маленький шажок навстречу другому человеку, постараться узнать о нем побольше - и кто знает, может быть...

    ОтветитьУдалить
  5. Лидуша, так на мой взгляд, основная идею этой книги ( она в русском переводе называется Ярмарка тщеславия) в том и заключена! В погоне за тем, что мы считаем "светской! жизнью мы попрой тратим свою жизнь на бессмысленное торканье и суету.

    ОтветитьУдалить
  6. Гуль, от всей души желаю тебе найти единомышленников там где ты живёшь и иметь тесный кружок друзей. Ты очень права, мы сами должны бороться с рутиной. Одна из моих подруг всегда говирит,что если сам себе праздника не устроишь, то никто тебе его не устроит. Пусть у тебя будут праздники и встречи с дорогими людьми, с размахом твоей души, ты сможешь себе это сделать ничем не хуже чем члены "джентри".

    ОтветитьУдалить
  7. Гуля, спасибо за этот пост, нашла только сейчас - искала через поисковик что-нибудь о стиле джентри - и с большим удовольствием прочла.
    В конце этой недели у меня тоже будет традиционная ежегодная встреча с группой, когда-то изучавшей вместе английский. Мы встречаемся уже 10 лет. В первый год "утренник" со свечами, чаем и пением английских традиционных песен нам организовала преподаватель. Как выяснилось, она почему-то выделила нас из других групп, мы стали ее любимцами, причем не за успеваемость, а за "душевные", самобытные личности. После окончания обучения инициативу проявляем уже мы: звоним преподавателю, друг другу, собираемся в кафе и шокируем окружающих тем, что "под занавес" встаем, беремся за руки и поем "Should all acquaintance be forgot".
    Насколько я знаю, такие отношения не сложились больше ни одной из десятков групп, которые вела наша учительница, хотя она тот человек, который всегда пытается найти в людях хорошее. Хотя и в других студентах, безусловно, встречался "природный" артистизм, интересные личности.
    Наверное, вопрос "критической массы". У нас подобралось пять человек таких (большая часть группы), и, хотя все очень разные, не похожие друг на друга, вместе мы образовали целостность.
    Очень важна "связующая личность". Если не станет нашей учительницы, большой вопрос, соберемся ли мы еще хоть раз. В повседневной жизни почти не общаемся (разные люди, разные пути), но пока есть учительница, ежегодный сбор - святое. Иногда подобные традиции продолжаются уже в память об инициаторе, иногда, увы, угасают.

    ОтветитьУдалить
  8. В остальном, "стиль жизни, как в Мидсаммере", - это нужны домохозяйства и досуг. Культура людей, имеющих собственные дома и проводящие значительную часть времени дома. Тогда дом становится Домом, появляется желание заботиться о куче милых, уютных мелочей, о Традициях.
    Как Вы верно заметили, у нас тоже была такая культура - у небольшой прослойки образованных помещиков. Советская-постсоветская история - это история людей, работавших слишком много и живших слишком скученно. В таких условиях дело ограничивалось посиделками на кухнях с гитарами (у некоторых), выездами на шашлыки на майские праздники, "капустниками" в НИИ, Новыми годами с оливье и селедкой под шубой. Все это еще на фоне продуктового и товарного дефицита, питания чем попало (что "выбросили", что досталось после стояния в очередях), из ширпотребской посуды, в однотипной обстановке во всех квартирах.
    А культура предполагает неспешность, качество и возможность выбора.
    Сейчас у некоторых появились какие-то возможности, но все три условия как правило все равно недостижимы. Но стремиться надо, чтобы оставаться Людьми, а не быдлом.

    ОтветитьУдалить
  9. Так приятно, что мои старые уже завирушки до сих пор могут найти человека, которому интересно читать мои мысли! Спасибо огромное за такой чудесный сюрприз! И за такой вдумчивый анализ и за истори. о Вашей группе единомышленников, которой Вы поделились! Такое везение не часто встретишь!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...